К гармонии через неоклассику | Бинокль

К гармонии через неоклассику

23 декабря22:29
257

Недавно композитор и пианист Денис Стельмах представил своим слушателям альбом Obscure. Для Дениса он стал уже четвёртым, и в своих новых работах музыкант обещает совершенно новый взгляд, отличающийся от всего, что он делал раньше.

Денис Стельмах — молодой пианист и композитор, работающий в жанре «саундтрек». Его творческий путь начался с альбома New Beginning, создание которого заняло у него 3 года. Впоследствии Денис выступал с концертами в различных городах России, участвовал в написании музыки для отечественных проектов из них самыми любопытными можно назвать короткометражный фильм «Папа» Никиты Галактионова и документальный «Никогда» Никиты Кафа. 

В новый альбом Стельмаха вошли 12 композиций. Открывающий трек Everything без долгого вступления погружает в плотную по атмосфере эмбиент-музыку: при прослушивании возникает ощущение, что ты принимаешь тёплую ванну, в которую опускаешься с головой, и все звуки вокруг теряют свою чистоту и чёткую форму. Стоит отметить, что из всего альбома эта композиция менее всего похожа на то, что Денис делал ранее. Связано это с большим количеством музыкальных партий от эмбиент-музыканта Valotihkuu, за которыми клавишные Стельмаха практически не слышны. 

Distance Between — второй и лучший трек в альбоме. В нём композитору удачно удалось установить баланс между эмбиент и фортепианной музыкой. Эти компоненты звучат здесь органично, дополняя друг друга, а не перебивая или отдаляя одну из составляющих на задний фон. Тихий, но отчётливый шум морских волн и счастливые, немного приглушённые крики детей идеально сочетаются со спокойными и неспешными звуками фортепиано. Всё это навевает на слушателя чувство меланхолической радости. В голове начинают возникать воспоминания о счастливых моментах молодости и детства, на секунду вызывающие ностальгическую улыбку. Однако мимолётный восторг омрачает мысль о том, что это время уже никогда не вернуть.

Всё-таки, чтобы не писал Денис Стельмах о новизне своих композиций, одна вещь всегда остаётся неизменной – это чувство успокаивающей гармонии, которую ощущаешь при прослушивании. Наиболее удачный пример в Obscure — композиция Yugen. В ней преобладание эмбиентной музыки хоть и не даёт полностью раскрыться Стельмаху как пианисту, но позволяет слушателю почувствовать то редкое состояние, когда размышление о любых сложностях вызывает лишь усмешку, а любая проблема кажется настолько незначительной, что думать о ней абсурдно и неуместно. В переливах гармоничных шумов начинаешь ощущать невероятную лёгкость, которая, кажется, оторви ты ноги от земли, заставит медленно парить над полом.

Интересную работу Денис проводит над уникальностью звучания своего альбома. Так, при знакомстве с Obscure можно заметить, что во многих треках слышится отчётливая «цифровая грязь», похожая на перегруз при записи вокала. Однако это вовсе не допущение, а намеренный ход композитора, специально добавляющего этот эффект. Денис заимствует его у Олафура Арнальдса, исландского мультинструменталиста, который, записывая музыку, подкладывал на струны фортепиано разные материалы, дающие призвуки на высоких частотах.  

Кроме того, в треках U и Heart Reminder отчётливо слышны «бытовые» шумы: скрип кроссовок, нажимающих на педаль фортепиано или женский голос, произносящий короткую фразу. Впечатление от такого приёма двоякое: с одной стороны, это создаёт эффект живого присутствия, с другой кажется нежеланием работать над качеством звука. Решать же, что это на самом деле – концепт или лень, предстоит слушателю.

Obscure — это замечательная находка в сфере российской неоклассической и эмбиент музыки. Приятно видеть, что Денис Стельмах не стоит на месте, и его музыка с новыми альбомами не превращается в однообразную и заунывную тягомотину, а развивается в техническом и смысловом плане. Нестандартное «грязное» звучание и удачный симбиоз гармоничных шумов с фортепианными партиями свидетельствует об уникальности композиторского стиля Стельмаха. Остаётся пожелать Денису, чтобы он не потерял свой дар и продолжал создавать качественную музыку для слушателей как можно чаще. 

Текст:
Ярослав Попов
Фото:
Официальные источники