Седьмая часть мира | Бинокль

Седьмая часть мира

27 июня13:10
257

В галерее современного искусства Namegallery открыт уникальный проект художественного объединения «Север-7» — «Седьмая часть мира». Представлены живописные и графические произведения, скульптурные композиции, объекты, текстильные коллажи, созданные специально к выставке. В качестве участников значатся имена восьми художников: Анна Андржиевская, Пётр Дьяков, Саша Зубрицкая, Нестор Харченко, Олег Хмелёв, Александр Цикаришвили, Леонид Цхэ, Нестор Энгельке. Искусство «подполья», маргинального типа, впервые размещено в стерильном галерейном white cube, что подразумевает выход объединения за рамки собственных установок.

Экспозиция представляет собой возведённую тотальную инсталляцию абстрактного города с различными постройками, конструкциями, тайными ходами и местами, и их героями. В центре установлен алтарь, заложен храм / святилище искусства нового типа, позволяющего проследить эволюцию развития всего русского искусства, западнического, но и корневого, неуправляемого, и непостижимо тонкого. Строения в духе Мерцбау, деревянные архитектоны, ренессансные портреты, бесконечно почвенные пейзажи, рубероидные картины, земляные и смоляные скульптуры, «дикие» листы графики, фарфоровые чаши-окаменелости, — всё это подчинено идее изучения действительности, размещения в пространстве истории и культуры. Грандиозный масштаб, размах деятельности, который не каждому по силам. «Северы», экспериментируя с разными пластическими языками, смыслами, материалами, — реализуют самые смелые художественные фантазии со времён опытов модернизма.

«Север-7» — это объединение молодых петербургских художников, выпускников легендарных СХШ, Академии художеств, Мухи, Училища имени Рериха, Школы Про Арте. Коллектив ведёт официальную историю своей деятельности с 2013 года, времени создания локальной экспериментальной, исследовательской в области искусства, одноимённой базы. База «Север-7», размещавшаяся на Никольском переулке, Звенигородской улице, Невском проспекте, пережившая трансформацию в виде «бара путешествующего» и Седьмой независимой ярмарки, — собственное выставочное пространство коллектива, открытое для диалога и самореализации. Изначально её коренными обитателями были П. Дьяков, О.Хмелёв, А. Цикаришвили и Н. Энгельке. Чуть позже к ним присоединились А.Андржиевская, Н. Харченко, Л. Цхэ, В. Юльев. Близкими объединению значатся Н.Горохова, И. Гришаев, К. Канев, А. Маракулина, многие музыканты и контемпорари хореографы.   

Развёрнутой на базе деятельности участники придавали большое значение. Именно здесь они видели перспективу развития нового искусства. Это не подразумевало революционных действий, отрицания классических догм и канонов. Их показательные выставки, игровые энвайронменты, перфомансы были особыми лабораториями, где проводились опыты, исследования над различными явлениями искусства. База изначально задумывалась как альтернатива существующим институциям, галереям, арт-кластерам. Она должна была заменить собой структуру стандартных выставок, презентаций и показов. По сути, база «Север-7»  место стихийной творческой деятельности и энергии, направленной на разработку универсального художественного высказывания. Бесспорно, это оказалось бы невозможным без убеждённости Дьякова, Хмелёва, Цикаришвили, Энгельке и их окружения в успешности всего предприятия.

Александр Цикаришвили  могатырь и шаман от искусства, ключевым медиумом которого является земля. Основатель объединения, идейный вдохновитель, бунтарь и философ, активно использующий при создании работ материалы полураспада: глина, ветошь, пыль, волосы. Художник, интересующийся мутацией культуры, блистательный график и прирождённый скульптор.

Нестор Энгельке —  художник, архитектор, основоположник собственного метода«деревописи». Работая с плоскостью досок, брусьев, на которых он виртуозно прорубает лики-образы, пейзажи в духе Ван Гога, бесчисленные порталы и строения — Энгельке выводит одновременно красивые и предельно простые вещи-картины.

Олег Хмелёв — исследователь окружающих явлений, бытописатель гаражей и их обитателей, автор скульптурных человекопсов и живописно-рубероидных «собачьих» приключений-сюжетов.

Пётр Дьяков – создатель големов и барельефов, напряжённых скульптур-фигур с множащимися руками-перстами, кишащими пальцами и ногтями, образов-тотемов выращенного сверхчеловека.

По дерзновенной мечте о воплощённом Ином «Север-7» – кровь и плоть от искусства русского авангарда. В связи с этим особенно актуальным встаёт вопрос, который можно сформулировать как «Север-7»: личность и коллективное». Творчество всей группы и отдельных представителей не могут быть поняты вне этой проблематики. Кроме того, понятие объединения как модели группового взаимоотношения и самоидентификации исторически важно для художественных координат Петербурга. Здесь уместно вспомнить ГИНХУК и Коллектив мастеров аналитического искусства Павла Филонова. Указанные объединения владели идеологией, педагогической концепцией, жёсткой структурой, сложной внутренней системой. «Север-7», наоборот, выстроен без иерархического начала, без соприкосновения со связкой«учитель-ученик», без прописанного манифеста. «Север-7» не устанавливает правила, это не движение и не школа. Участником может стать каждый, свободно вставший на путь мастера-исследователя. Поэтому состав «Севера» трудноопределяем. Его организм находится в постоянном росте и обновлении. Художников, близких ему интуитивно, становится всё больше. Кто-то не задерживается надолго, стремясь к иным методам работы, но, всё равно, продолжает испытывать на себе его влияние. Кто-то являет собой основу, фундамент коллектива, неся через своё творчество нормы художественной активности, особой «северской» сделанности. Объединяющим началом для них служит интеллектуальная напряжённость действия каждого,позволяющая достичь максимальной проработки любого атома создаваемой вещи. И хотя зачастую их процессы заключены в игровую форму —  в результате нет и доли шутки. Искусство группы «Север-7» серьёзно, как никогда ранее. Ими поставлена сверхзадача — раскрыть во взаимодействии предметы, смыслы, интерпретации новой фигуративности. «Север» изучает законы пластического формообразования, специфику эволюции современных систем живописи, графики, скульптуры, инсталляции. Во главу угла здесь поставлено исследование самого тела искусства — аналогичного биологическому, живому организму со своими законами и сознанием. Объединение «Север-7» — одно из самых значимых культурных явлений в современном российском искусстве. Наряду с движением неоакадемизма, Новой Академии Тимура Новикова, «Север» продолжает линию выстраивания новой, иной художественной реальности вне торжества московского концептуализма, эпохи минимализма действия, засилья нового поп-арта и тотального китча.

Текст:
Анна Якубова
Фото:
Карина Фортус