Океан мысли | Бинокль

Океан мысли

27 июня20:19
257

Когда идёшь на постановку по мотивам произведения, всегда есть риск ничего не понять, если не читал оригинал. Но для балетного спектакля «Солярис», премьера которого состоялась недавно в «Приюте комедианта», знание первоисточника не будет главным. Стоит пробежаться по статье в Википедии, но необязательно.

По словам режиссёра и хореографа «Соляриса» Юрия Смекалова, роман Станислава Лема – «отправная точка для нашей собственной экспедиции». Рамки произведения стираются, и идёт самостоятельное размышление как самих актёров, так и зрителей. Цель этого театрально-космического путешествия - не исследование макромира с его звёздами и планетами, а изучение микромира, человеческой души. И Солярис – не имя необычайной планеты, а некий источник света, живущий в человеке. Звучит интригующе.

Небольшая сцена покрыта песком. В трёх коконах-лежаках до поры скрываются актёры. В первые минуты начинается полёт – прыжок в гиперпространство. По тёмным стенам носятся, расплываясь, бесчисленные огоньки звёзд бесконечного космоса. Звуковой ряд завершает переход в другую реальность. Музыка Бхимы Юнусова воплощает первичный бульон человеческих впечатлений. Объёмный звук с гулом звёзд, как в фантастических фильмах, шумы печатных машинок, банкоматов и мобильных приложений, хоровые песнопения и первобытные ритмы – всё это сменяется по очереди, либо сливается в единое целое, всесторонне охватывая нашу жизнь.

Есть ли сюжет? И да, и нет. Есть центральный герой – Человек/Настоящее. Есть набор из нескольких сцен, каждая из которых символизирует те или иные его искания. Каждое действующее лицо – часть целого, одной личности. И, подобно фантомам мыслящего Океана из романа, они осознают собственную индивидуальность, взаимодействуют друг с другом и следуют каждый своим путём.

Совместный танец с Муа/Женщиной рассказывает о любви: то соединяясь в объятиях, то отталкиваясь и разбегаясь по краям сцены, актёры высвобождают бурю страстей. Мужчина и женщина сливаются воедино, становясь четырёхруким великаном и достигая гармонии. Этот великан освобождает из кокона ребёнка, и рождается новая жизнь.

Ребёнок, Мальчик/Прошлое, оказывается неким воспоминанием Человека о его прежних мечтах и идеалах. Он пытается найти себя в безбрежном звёздном пространстве и находит Кеплер Пуансо/Светлое. То ли это воплощение гармонии (поэтому и названо в честь тела Кеплера-Пуансо – правильного звёздчатого многогранника), то ли инопланетный разум - носитель нового знания, то ли это светлое начало. Познав некую истину, Мальчик торопится ею поделиться, пытается созидать. В то же время он вызывает сильный отклик со стороны Человека и будто бы указывает ему иной путь, не омрачённый бытовыми проблемами и тёмными желаниями – путь к Солнцу. Благодаря этому герою, Человек/Настоящее получает шанс на возрождение и исправление прежних ошибок.

Депучин/Будущее представляется довольно губительным итогом для всех действующих лиц. Он следует современным тенденциям и мнит себя королём этого мира, которому всё позволено. Его аудиоряд гремит стуком печатных машинок и счётом денег в банкомате. Тёмное вручает ему причудливую корону и шубу-мантию. Будущее не то душит и убивает, не то подчиняет и сажает Настоящее на поводок. Бытовой план, жажда успеха и гордыня разрушили весь мирный уклад души.

Ворон off/Тёмное мог бы называться главным антагонистом, если бы не был одним из воплощений. Он взаимодействует со всеми действующими лицами, подчиняя их своему влиянию. Сцены с ним особенно сильны благодаря совместному действию и особенно ритмичной первобытной музыке. Его движения импульсивны, воздействие губительно. Как ворон кормит своих птенцов, так Тёмное благословляет песком преданных ему других фантомов. В борьбе со Светлым он уничтожает плоды с древа жизни и распинает на нём своего противника.

В спектакле чувствуется энергия, музыка вырывает из реального мира, движения привлекают своей пластикой, а разыгрываемые на сцене действия настолько абстрактны, что каждый зритель найдёт в этом собственный смысл. Никаких разжёвываний и пояснений, которые могли бы уместиться на двух страницах. Только жизнь, чувства и атмосфера, которым не нужно толкование извне. Красота в глазах смотрящего.

Широкий простор для поиска смыслов. Кому этого не нужно, могут просто получать эстетическое удовольствие.

Текст:
Константин Петров
Фото:
архив пресс-службы