Фестиваль паблик-арта "Арт Проспект" | Бинокль

Фестиваль паблик-арта "Арт Проспект"

28 сентября10:58
257

Петроградская сторона Петербурга на время стала площадкой для современного искусства. В четверг стартовал III международный паблик-арт фестиваль «Арт Проспект». Более пятидесяти художников из Австралии, Грузии, Финляндии, США, Армении и России осваивали и видоизменяли пространство нашего города. На результаты их трудов  уже можно посмотреть, однако недолго – демонтаж произведений начнется в понедельник, 29 сентября.

Паблик-арт – это искусство в городской среде, вышедшее из залов музеев и галерей, и ориентированное на неподготовленного зрителя. Искусство, размещенное на улицах, площадях, в транспорте и других общедоступных местах, оно застает зрителя врасплох, активно ищет с ним встречи. Дух бунтарства, самозахвата территории для самовыражения - важнейшая составляющая публичного искусства. Преобразовать пространство города, втянуть в диалог его жителей, желание донести свои мысли, привлекая их внимание к тем или иным проблемам, превращает авторов паблик-арта в социальных дизайнеров, а пространство города - в огромный холст.

В этом году тема достаточно весомая, фестиваль посвящен современным проблемам экологии во всем мире, что как нельзя лучше подходит и для такого вида искусства, как паблик-арт. Ведь художникам нужно обратить внимание человека на окружающую природу, преобразив непосредственно это окружение. Организаторы потрудились на славу, каждый день фестиваля проходили лекции, мастер-классы, экскурсии. А художники помимо арт-объектов, скульптур, инсталляций приготовили перформансы, хэппенинги и театральные представления.

Двор на Троицкой превратился в настоящее игровое пространство. Школа молодого художника из «ПРО АРТЕ» представила несколько интерактивных арт-объектов: зрителям предлагается полетать вокруг луны, которая ночью светится вполне как настоящая, разгадать несколько загадок, собрать мозаику и даже создать собственную супрематическую картину. Многие жители активно участвовали в преобразовании собственного двора, а проект «Городача» им в этом активно помогал, в итоге – построенный корабль в центре двора,  радость для местной детворы. Не меньше восторгов собрал и дом на дереве известного петербуржского художника Петра Швецова. Экологически чистый дом, символизирующий «ничейное и общественное пространство» с открытия фестиваля не остается пустым, кажется, что заветные мечты ребят превратились в реальность.

Рядом обвязанные деревья, одни в белую ткань, другие в розовую.  Первые – проект «Пациенты» петербуржского художника Андрея Рудьева, который буквально забинтовал стволы обрезанных деревьев во дворе дома. Второй – проект «Розовый уровень» Стеси Леви из США, футуристическая отметка уровня приливов воды, существующая по своим законам и не раз заканчивающаяся наводнением для людей.

Там же можно увидеть инсталляцию «Райские птицы» от австралийских художников Сьюзан Милн и Грега Стоунхауса. Уподобленные птицам книги, парящие под пение австралийских птиц,  отсылают нас к межкультурности. Как первые, так и вторые не признают границ, перелетая с места на место, они аккумулирует идеи в разных точках планеты. Книги-птицы олицетворяют собой мир свободы, мир где нет географических преград.

Примечательно, что большинство объектов достаточно просты в своей идее, и легко считываются зрителем. Но в паблик-арте, пожалуй, так и должно быть, ведь этот вид искусства наиболее демократичен, он для всех и каждого, а значит, и посыл должен быть такой, чтобы любой мог понять. Во всех проектах главное - обратить внимание человека даже не на экологию и ее проблемы, а на то, как можно воспринимать, изменять, осознавать и чувствовать окружающее тебя пространство.

Интересен проект «Эко-уменьшение», созданный Александром Шишкиным-Хокусаем. Художника вдохновило стихотворение Олега Григорьева, в нем дети жалуются на взрослых, которых слишком много и которые слишком большие, и предлагают их уменьшить. Что и делает Александр, прикрепляя своих маленьких фанерных человечков к фасадам домов по всей округе. На прошлом фестивале его арт-проект вызвал наибольший резонанс среди публики, и даже был снят из программы. В этом году все иначе, то ли дело в том, что фигуры теперь одеты, то ли в том, что они стали меньше. Как бы то ни было, посыл художника прекрасен – взрослым действительно не мешало стать бы поменьше.

Сёмен Мотолянец и его проект «Мыло упало» призывает нас задуматься о пустоте рекламы, размещенной в городе, где слова – лишь мусор и взывает нас обратиться к экологии смыслов. Огромный баннер с обнаженной девушкой в ванной и кусок мыла упавший рядом. На самом деле происходящее здесь не заслуживает нашего внимания, как и вся подобная этому реклама. Проект «Колумбарий» посвящен охране уличных птиц. Художница Александра Гарт лечит пострадавших голубей от болезней и травм, и воздвигает колумбарий в честь всех ее погибших подопечных. Каждый голубь имеет имя, каждый свою историю и смерть. Александра открывает нам информацию и теперь, узнав другую сторону медали, труднее оставаться безразличным. Антонина Фатхуллина создает овечек из пластиковых бутылок, пасущихся на газоне. Отсылки к пластиковым рыбам на бразильском саммите «Rio+20», посвященным проблемам экологии в 2012 году или гигантскому облаку, построенному из пластиковых бутылок в Нью-Йорке, только приветствуются. Ведь, по сути, все они призывают задуматься нас о безответственном поведении и экологической катастрофе к которой наша планета приближается.

И это лишь малая часть арт-объектов, нашедших себя в пространстве посадского округа Петроградской стороны. «Арт-проспект» раскинулся довольно широко: начиная от метро «Горьковская», вдоль Конного переулка, задействуя Малую Посадскую и Мичуринскую улицы, и наконец, дворы домов на Троицкой площади. Организаторы подготовили карты-путеводители, однако надо помнить, что публичное искусство любит поражать зрителя внезапно и неожиданно. И однажды, подняв голову, можно увидеть кита, размещенного на стене одного из домов.



Текст:
Анна Тарасова
Фото:
Ксения Шевчук