Что ему, Шекспиру? | Бинокль

Что ему, Шекспиру?

30 октября03:06
257

Нынешний год для театралов знаменуется 450-летием со дня рождения Уильяма Шекспира. «Театр Поколений» в числе прочих не оставил это событие без внимания, и подготовил к юбилею драматурга постмодернистский микс, объединив несколько трагедий и комедий автора, а также пьесу Хайнера Мюллера «Гамлет-машина». Задача довольно сложная. В неумелых руках такой шаг может вылиться в пошлое попурри, однако режиссёру Эберхарду Кёлеру и труппе удалось создать современный, живой и трогательный спектакль, а ещё доказать, что Шекспир даже спустя четыре столетия остаётся интересным и актуальным.

Представьте: человек заранее покупаете билет, приходит в театр, и вдруг ему заявляют, что право сидеть в зрительном зале получит не каждый, а только тот, кто выиграет золотой билет и станет, таким образом, привилегированным зрителем. Те же, кому сегодня не удалось поймать фортуну за хвост, должны будут стоять вокруг помоста, наблюдая постановку сбоку или вовсе со спины - кому как повезёт. В общем, всё как в жизни, не совсем справедливо. Именно так театральное действие проходило во времена Шекспира, и именно так «Театр Поколений» предлагает зрителям спектакля «Что ему Гекуба? или Фантазия для сочиненных чувств»  начать смотреть постановку, тем самым становясь на время её частью.

«Что ему Гекуба? или Фантазия для сочиненных чувств» ещё раз предлагает зрителю задуматься над вечной истиной от Шекспира: «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры», разворачивая действие в неком театре, куда актёры сначала проходят пробы, а затем играют роли, данные им режиссёром, и роли эти порой совсем не те, о которых они просили. Каждый из персонажей – отдельный типаж, подобранный очень метко, образы их продуманы до мелочей. Тут и молодая красавица, и энергичная активистка, и «герой-любовник», и слегка циничный режиссёр – в каждом их них видится кто-то знакомый.

«Не страшно ль, что актёр проезжий этот

В фантазии для сочиненных чувств,

Так подчинил мечте своё сознанье,

Что сходит кровь со щёк его, глаза

Туманят слёзы, замирает голос

И облик каждой складкой говорит,

Что он живет! А для чего в итоге?

Из-за Гекубы!

Что он Гекубе? Что ему Гекуба?»

У. Шекспир


«Быть или не быть?». Разыгрывая пьесы Шекспира одну за другой, действие словно ищет ответы на эти вопросы: что движет нами и нашим выбором, и как понять, что выбор был сделан верно, и есть ли смысл у этого выбора, если каждое из решений, так или иначе, приведёт к смерти?

В спектакле действие пьес благополучно перескочило четыреста лет и разыгрывается в наши дни. Джульетта (Кристина Комкина) теперь наивный подросток, вчерашний ребёнок, верящий в романтику и любовь из книжек. Ромео, возможно, и не знает о её существовании, по крайней мере, он так и не появляется, но конец, предначертанный Шекспиром, не минует и современную героиню.

Отелло и Дездемона (Руслан Кацагаджиев и Елена Трифонова) – пара влюблённых молодых людей, словно из соседней парадной, и здесь ревнивец душит свою жертву в объятиях. Клеопатра (Любовь Левицкая) – разочаровавшаяся жена богатого мужа, потерявшего к ней интерес, гасящая свою тоску в алкоголе и пустых  разговорах с Мардианом (Степан Бекетов).  Ричард III (Артём Томилов) – маньяк, Лавиния (Регина Ацапкина) – жертва уличного изнасилования, Гертруда (Татьяна Шуклина) веселится на вечеринках, и она явно плохая мать, а Гамлет (Наталия Медведева) - и вовсе девушка, зачитывающая монолог как рэп-композицию в микрофон. Слегка циничным противовесом разыгрываемым на сцене страстям выступают образы, созданные Алексеем Чуевым, который исполнил роли режиссёра, кормилицы Джульетты, могильщика из Гамлета и Гамлета из «Гамлет-машина».

Отдельного внимания заслуживает световое решение, реализованное Анастасией Тощевой, в том числе интересные находки вроде подсвечивания части сцен фонариками мобильных телефонов. Также хочется отметить саундтрек, составленный из классики от Моцарта до The Black Keyes, а ещё некоторые сцены сопровождало звучание электрогитары.

Спектакль продуман с исключительной тщательностью, видна работа всей команды, но, несмотря на это, не покидает чувство, что над зрителем посмеялись. Отвечая на давно известный, а потому уже банальный в своей философичности, вопрос «В чём смысл жизни?» создатели «Что ему Гекуба? или Фантазия для сочиненных чувств» не оставляет зрителю никакого выбора. Они настойчиво твердят, что жить-то по сути и не за чем. Вселенная «Гекубы» бесцеремонна и холодна, она смеётся над любовью, дружбой, верностью, доверием, разбивает в пух и прах сам факт их существования. Спектакль реализовывает кем уже только не сыгранную идею, пытаясь взяться за неё с новой стороны, но при этом выбирая проторенный и неизменно модный путь цинизма. Всё это давно не шокирует даже неискушенного зрителя, а других эмоций «Фантазия для сочиненных чувств» дать не в состоянии.

Текст:
Екатерина Калынова
Фото:
Кристина Дорохина