Не твоя музыка | Бинокль

Не твоя музыка

28 апреля00:46
257

В марте группа «Схима» презентовала новый альбом «Некрополь». Музыканты-петербуржцы (точнее, петроградцы  именно так они почему-то хотят себя определять) пишут «музыку в стиле времён, когда вы ещё не родились» и засыпают слушателя мрачным звучанием готик-рока. Вот только бы теперь разобраться, что стоит за красивыми эпитетами музыки-для-тех-кто-не-родился и утверждениями самой группы, что ассоциируют они своё творчество с XVII веком.

«Схима» старается соответствовать названию: упоминает в текстах экзорцистов и называет альбом «Некрополь». Интересно наблюдать, как музыканты вплетают в своё творчество традиции готов как первой, так и второй волн.

Открывает альбом песня «Ведьма», что, учитывая желание авторов уйти от реальности XXI и даже ХХ века, вполне логично. У песни очень уж простое ритмичное вступление чуть ли не на две четверти. Кажется, музыканты не претендуют на сложную и хорошую музыку, а просто хотят повеселиться и потанцевать под свои же треки. Ну а если музыка не развивается, невольно обращаешь внимание на текст, в котором угадывается будто бы фольклорная история.

Припев «Ведьмы» похож на какой-то фарс с повторяющимся «о-хо-хо» и очень простым ритмом, но за этим фарсом скрывается «послушай, детка, тебе нужен экзорцист», так что становится понятно — авторы смеяться и не думают. Простая музыка простой музыкой, но всё-таки готика. Уже после первого припева становится скучно без развития мелодии, потому что и текст-то перестал интересовать. Да и складывается ощущение, что группа придумала начало чего-то интересного, а развить это начало забыла — или забила на эту идею вовсе.

Начало второго трека «Некрополь» радует тем, что куплет начинается спокойно  музыканты оставляют во вступлении весь драйв, сбрасывая партию гитары и ударных и оставляя только прямую бочку и простой гитарный перебор. И это правильное решение, ведь потом нужно будет снова набрать драйв на протяжении песни. У «Схимы» его набрать получается: они подключают инструмент за инструментом с хорошей настойчивостью, но никуда не спеша, делая всё размеренно и очень точно: вот стала разнообразнее партия гитары, вот к прямой бочке добавились нужные ритмические нюансы, вот уже можно начать вслушиваться и в мелодию. Наконец-то появляется интересная фонетическая игра со звучанием слова «Некрополь». Группа трансформирует его то в «немного», то в «Европа», и именно из-за этих трансформаций интересно вслушиваться в текст. Кажется, «Схима» нашла баланс: из-за плавно распределённого градуса нагнетания можно спокойно и текст послушать, и музыкальные партии с интересом изучить.

С первых нот «Раскола» напряжение создаётся с помощью повторяющихся интервалов, что, в общем-то, точно передаёт название песни. Как только трек набирает обороты, тут же создаётся ощущение, что этот самый раскол вот-вот случится и чего ждать  непонятно. Только вот ощущение это пропадает уже после первого куплета, потому становится скучно. Музыканты выдохлись. Но раз уж взялись за такое нервное и нагнетающее начало песни, то либо нагнетать его надо до конца, либо отказываться от этой идеи. Нужно искать для этого новые приёмы, а не пытаться выехать на музыкальном ходе, который уже сработал на первом куплете  второй раз не сработает. Группе сложнее это напряжение удерживать, потому что разнообразия вокальных мелизмов нет  все вокальные партии просты, в них трудно проследить развитие, а значит вся надежда на инструменты и/или вкусные текстовые неожиданности, какие были, например, в «Некрополе». Но в «Расколе» ничего похожего нет, а потому весь азарт песни медленно сходит на нет. И хоть это напряжение без развития надоедает и уже не бьёт по нерву так, как било вначале, приятно, что в конце его уводят на нет постепенно, а не резко  видимо, чтобы дать слушателю принять услышанное и начать понемногу его осмыслять.

«Виселица»  это кавер на песню группы «Химера», который в первую очередь привлекает текстом. Только музыкальная составляющая кажется уже надоевшей, как будто у музыкантов есть какой-то шаблон, по которому они пишут все свои песни, чуть позабыв о слушателе. А он не дурак и всё же улавливает явную схожесть с остальным альбомом, и это надоедает, конечно. Зато, например, за строчку «не надо спасать меня от смерти, спаси меня от жизни» прощаешь ребятам все минусы, потому что уж очень хорошо они эту строчку выделили музыкальными нюансами и аккуратно, но настойчиво обратили на неё внимание слушателя.

Может быть, ЕР «Некрополь» не захочется заслушивать до дыр. Может быть, это не та музыка, которая поражает новизной и интересными музыкальными находками. Скорее всего, это не песни, которые хочется цитировать, потому что и текст в них не претендует на уникальность и лингвистическую ценность. И всё же после прослушивания альбома эти мелодии прочно заседают в голове  значит, это цепляет слушателя. А раз цепляет, то и право на жизнь вполне имеет.

Текст:
Анастасия Квасова
Фото:
Официальные источники