Большой Тодоровский | Бинокль

Большой Тодоровский

28 мая01:41
257

Недавно в кинотеатрах состоялась премьера нового фильма «Большой», автором которого стал российский режиссер Валерий Тодоровский, выступивший также как сопродюсер и соавтор сценария фильма.

Хоть название и весьма лаконично, оставляет некое пространство для ассоциаций, ведь при прочтении каждый человек добавит к этому прилагательному своё существительное, но всё же можно с уверенностью говорить, что представитель русской культуры вспомнит наверняка о Большом театре.

Сюжет фильма построен на истории о том, как девушка из провинции стала Авророй Большого театра. Режиссёр раскрывает быт балетной жизни, её интриги и ту реальность, в которой живут не только действующие персонажи фильма, но и обычные люди.

Главная героиня ‒ Юля Ольшанская, друзья её звали Ольха, талантливая танцовщица, родившаяся в необеспеченной семье, из небольшого города Новошахтинска, которая попадает в поле зрения бывшего артиста балета Владимира Потоцкого, которого сыграл известный актер Александр Домогаров. Уверенный в её большом будущем великой балерины, он везёт Юлию в Москву на прослушивание в академию балета. Образ маленькой Юлии довольно сложный для понимания подростковой жизни. Такую непростую, динамичную роль берет совсем юная Екатерина Самуйлина, у которой прекрасно получилось войти в облик Ольхи.

Актриса была прописана как девушка с неоднозначным характером, сразу непонравившаяся преподавателям: резкие выражения в адрес жюри, странные, непластичные и никому не понятные элементы танца. Однако юное дарование замечает своенравная преподавательница Галина Михайловна Белецкая, которая в дальнейшем выступает в качестве наставника Ольшанской. Роль учителя исполняет знаменитая российская актриса театра и кино ‒ Алиса Фрейдлих. С первых кадров она позиционирует себя как строгий педагог, слышащий только себя. Но вскоре после знакомства с Юлией перед нами стоит необычайно заботливая женщина. Белецкой проще скрываться за маской «сильной и независимой», но стоит появиться одному человеку в ее жизни ‒ и все изменится.

В образе героини показана целеустремленность к выполнению своей миссии несмотря на все преграды и разочарования.

Одним из ключевых звеньев фильма является дружба Юли с Кариной Засурской, которая рождена с уже предначертанной ей состоятельными родителями карьерой. Верные друг другу подруги вскоре становятся соперницами, одна из них должна будет выступить в партии принцессы Авроры. Конечно же, в любой типичной драме есть дружба, предательство, секс, деньги и любовь. Но режиссер особого внимания на этих темах не акцентирует, они лишь добавляют контрастности основному сюжету.

Во время просмотра фильма замечаешь, что оператор делает упор камеры на лица героев, их части тела. Зачем? Возможно, чтобы как можно больше приблизить зрителя к атмосфере Большого, чтобы он прочувствовал и положительную, и отрицательную стороны жизни балерин. Говоря о музыкальном сопровождении, можно сказать, что оно нейтрально-классическое, не вызывающее особенных эмоций.

Одним из ярких фрагментов сюжета является развенчивание расхожего мифа академии ‒прыжок Белецкой с одной крыши дома на другую. Это кажется невозможным, но только не для главной героини фильма Ольшанской. Засурская на сцене в главной роли, Ольха на крыше академии, в обеих головах куча тревожных мыслей, смертельная опасность, вдох, разбег, прыжок и миф развеян, главная балерина уже на крыше противоположного дома.

Цветовая гамма драмы наполнена серыми тонами. Начинается голубым, переходит в белый, сменяется коричневым, заканчивает черным, вот так выглядят основные эпизоды фильма, это обычная палитра для меланхоличной картины. Только один ‒ насыщенный рыжий цвет волос главной героини добавляет яркости тусклым эпизодам.

В середине киноромана действие утомляет, не ощущается сильное эмоциональное сопереживание героине, возникает желание оставить в списке «досмотреть». Однако что-то всё время останавливает, и к концу фильма осознаёшь, что именно. Режиссёр Валерий Тодоровский создаёт легкую феерию, вводя линию с французским танцовщиком Антуаном Дювалем (Николя Ле Риш). Этот персонаж не зря появляется в фильме, он выступает в роли волшебника, который подтолкнул Юлию на правильный путь. Бутылка коньяка, разговоры Антуана о наболевшем с Ольшанской, отказ Карины Засурской от роли Авроры, вторая попытка главной героини осуществить свою мечту ‒ посылы, чтобы воплотить желаемое в действительность.

«Прима-балерина на сцене» ‒ так можно назвать последние кадры. Портретная съемка очень точно передаёт настроение героини в момент выхода на «большую» сцену: стрелки на глазах, серьги, подаренные Белецкой, пачка и пуанты, диадема с перьевыми элементами ‒ и вот, она Аврора из Новошахтинска, на сцене. Самоотвержение, ответственность, терпение и стремление идти до конца ‒ этими качествами должна обладать будущая великая балерина, любимица театральной публики.

Заслуга Тодоровского проявляется в передаче зрителям волшебства балетного искусства. В один момент и музыка, и свет, и цветовой контраст, а главное ракурс камеры, которая находится на сцене, создают эффект присутствия зрителя, который видит Большой театр глазами артиста. Приходит понимание, что это не те «танцульки», которые исполняла маленькая Юля возле автовокзала в Новошахтинске, и даже не прыжок с одной крыши дома на другую, это нечто великое, танец, который заслуживает «больших» и длительных оваций.

Режиссер хотел раскрыть на примере истории Юлии Ольшанской одно из качеств сильного человека ‒ ничто тебя не остановит, если у тебя есть большая мечта. Получилось ли у него донести это? Ответ неоднозначный.

Стоит заметить, что в роли балерин снимались настоящие балерины русского театра: Маргарита Симонова — корифей Большого, Анна Исаева — выпускница Московской государственной академии хореографии и Андрей Сорокин — танцор балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона. От актёров требовалось приоткрыть занавес балетной жизни в академии, с чем они прекрасно справились.

Текст:
Александра Кононенко
Фото:
официальные источники