«Мне интересна практическая сторона искусства» | Бинокль

«Мне интересна практическая сторона искусства»

28 сентября20:43
257

В истории современного искусства Санкт-Петербурга ДК им. Газа занимает особое место  ‒ в 1974 году в нём прошла одна из первых выставок художников-нонконформистов. Тогда группа ленинградских художников решила показать зрителю неофициальное искусство, что вызвало большой общественный резонанс. Главная идея, которая объединяла авторов ‒ это борьба творческой личности за самовыражение.

Сегодня в ДК Газа появилось новое пространство для современного искусства, которым управляет молодая управляющая компания BS Art Development Group. Мария Туркина, представитель этой компании и куратор выставочного пространства, рассказала нам о концепции  проекта, его особенностях и авторах произведений, которые будут принимать в нём участие.


Мария, какие у вас ощущения от работы в месте со столь внушительной историей, столь уникальным бэкграундом.

ДК Газа наполнен духом советского модернизма, который мне крайне импонирует. Можно сказать, что этот стиль в тренде сейчас и в дизайне, и в искусстве, и в исследовательских проектах. Мне кажется, его стоит сохранить и дать зрителю, гостю ДК больше информации об этом направлении. Здесь, наверное, и проявляется мое отношение к данному месту.

Однако в момент, когда я пришла в компанию, для меня было интересно взаимодействие не именно с самим ДК Газа, а в целом с коммерческой  структурой, которая пытается использовать современное искусство как инструмент повышения ликвидности места. То есть, это не меценатство, BS Group вкладывают деньги, чтобы повысить коммерциализацию проекта, чтобы привлечение достойного зрителя. Таким образом, у меня все совпало: ДК Газа имеет богатейшую историю в плане искусства, многие помнят выставку нонконформистов 74-го года и очередь до самого метро, когда зрителей впускали всего на 20 минут.

В какой-то мере это продолжает ваши коммерческие выставки, которые вы организовывали в общественных пространства - ресторанах бутиках, гостиницах?

Совершенно верно. Для меня в принципе интересна практическая сторона искусства. Искусство, которое создаётся только для узкого круга ценителей - это не та история. В Европе, в Азии широко распространено искусство как инструмент для рекламы, ликвидности, коммерции. К тому же, в России актуальна проблема оторванности искусства от зрителя, когда у человека очень часто возникает неприязнь ко всему, что связано с современным искусством. Искусство и зритель не идут навстречу друг другу. Но когда за такие проекты берется коммерческая структура, она пытается найти золотую середину между высоким искусством и правильным зрителем.


Вы считаете верной концепцию Дома культуры преобразовать свободные площади в галерею?

ДК им. Газа как был собственностью Кировского завода, так и остается ею. Поскольку место содержит в себе большое количество площадей, завод решил, что необходимо их использовать для чего-то стоящего и обратился в управляющую компанию BS Art Development Group. С помощью  проектов в сфере искусства мы повышаем стоимость аренды квадратного метра. Часть площадей предоставляется в качестве мастерских художникам, при этом мы ждём от них проектов - вот мастерская Георгия Кацнельсона, а вот он делает выставку в фойе. Или у нас проходит перформативное рисование Леонида Цхэ, которое привлекает посетителей, увеличивает проходимость места.

Какая именно часть ДК Газа является выставочным пространством?

Фактически весь ДК Газа ‒ это и есть выставочная площадка, где художникам разрешается делать все, что угодно: расписывать стен, ставить объекты, проводить перформансы. С каждым днем конструктивистское здание приобретает новые формы. Снаружи можно увидеть куб, на котором с помощью граффити изображен портрет братьев Стругацких, а также арт-объекты в виде деревянных фигур от художника Андрея Люблинского. Внутри выставочного пространства, на втором этаже, в фойе гости могут увидеть проект «Библиотека убитых поэтов» Георгия Кацнельсона, с помощью которого удалось вытеснить афиши, рекламы и другое. Некоторая часть площадей предоставлена в качестве мастерских для художников, однако ключевой целью является не просто дать место творческой личности для работы и при этом его не видеть и не слышать, а так, чтобы он делал «продукт», и двери художника были всегда открыты. Сейчас у художников идеальные условия для творчества - хоть кричите, хоть танцуйте, а пропускной режим 24/7.

С какими художниками вы работаете сейчас и с кем бы хотелось работать в планах?

Говоря об авторах произведений, зритель может ознакомиться с творчеством Георгия Кацнельсона, Андрея Люблинского, Ирины Васильевой, перформативным рисованием Леонида Цхэ, работами со светом от Рубена Монахова. По таким художникам видно, что это корифеи искусства, которые создают серьезные объекты.


На территории ДК кроме галереи современного искусства, существуют или будут создаваться другие проекты? Чего ждать дальше?

Заселение происходит хаотично, мы не можем позволить себе начать осваивать площадку с нуля, а делаем это постепенно. Сейчас планировать, какие проекты здесь будут в будущем, сложно. В планах сделать несколько крупных выставочных проектов, например, организовать и провести пленэр на территории Кировского завода.

Текст:
Александра Кононенко, Алексей Управителев
Фото:
Александра Кононенко; из архива Марии Туркиной