Люди как карандаши | Бинокль

Люди как карандаши

15 января21:30
257

Недавно до кинотеатров добралась кинокартина Натальи Назаровой «Простой Карандаш». До этого фильм был продемонстрирован на кинофестивале «Окно в Европу» и получил спецприз жюри. Лента представляет собой социальную драму о жизни в глубинке и противостоянии всеобщему равнодушию.

В российский прокат — нет, не ворвался, а скромно вступил (число сеансов не позволяет выразиться иначе) — новый фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш». Режиссёр, сценарист, а заодно и актриса родилась 16 ноября 1969 года в городке Раменское Московской области. Как сценарист дебютировала с фильмом «Дура», работала также над сериалом «Ранетки». Как режиссёр — впервые выступила с драмой «Дочь» (2012), за которую удостоилась приза за лучший дебют на «Кинотавре». Последняя на сегодняшний день картина Натальи, «Простой карандаш», сначала прошлась по кинофестивалям. В Офленде (Франция), на фестивале, посвящённому русскому кинематографу, был получен Гран-при; а на «Окне в Европу» — спецприз жюри. Теперь и до российского проката дошла драма о провинции, трудных подростках и самоотверженной героине со своими идеалами.

Начало сюжета вполне классическое: питерская художница Антонина Золотарева приезжает в глухой поселок где-то в Карелии, чтобы устроиться учителем в школу. Поступить иначе она не может, ведь нужно поддержать мужа, который временно лишен свободы и находится в колонии по ложному обвинению. Но это лишь повод, чтобы завести героиню в это место.

С самого начала Антонину, предвещая тяжёлую жизнь, ждёт комната без электричества. Тем самым подчёркивается дальнейшая линия героини — своеобразная «борьба с тьмой», попытки пролить немного света на всеобщее равнодушие. Она старается раскрыть окружающим прекрасную часть мира. Но это не просто.

Посёлок — это новая планета, нечто обособленное от остального мира. Это не крупный город, а скромное место со своими законами жизни. Люди живут по закону «не высовывайся и не нарвёшься на неприятности». Здесь довлеет авторитет местного преступника Пономарёва. Пускай он и сидит за решеткой, но его младший брат Миша держит в страхе целую школу. Ничто не мешает ему отбирать чужие деньги или распускать кулаки.

Окружающая атмосфера удручает, пытается подавить оптимизм новоприбывшей. Суровые взгляды пронизывают Антонину со всех сторон. Ещё полную позитивной энергией героиню не принимают всерьез местные женщины, так или иначе получившие свою порцию горя. Для местного школьного коллектива (где и устроилась Антонина) ученики — не имеют никакой ценности, представляя собой массу, с которой нужно отрабатывать свою зарплату.

Художнице страшно, остаться самой собой и отстоять свои ценности тут — всё равно что совершить подвиг. Антонина, только познакомившись с условиями жизни в глубинке, мысленно возвращается за силами в Петербург, исследуя открытки с видами знакомого и уже далёкого города.

Фоном в фильме демонстрируются карельские пейзажи: красивые, величественные, но при этом тревожные. То же можно сказать и про городскую среду Сегежа. Что касается актёров, то в картине в основном задействованы непрофессионалы. Например, следователя сыграл настоящий следователь, детей нашли на месте съёмок. Исполнительница главной роли, Надежда Горелова — подруга Натальи Назаровой, для неё же роль и была написана. Стоит отметить, что каждый убедительно отыгрывал своего персонажа.

Периодически визуально подчёркивается пустота вокруг героини — будто намёк на чужеродность петербуженки в карельском поселке. Часто Антонина теряется на фоне, то она мелкая фигура снежным вечером, то загороженная рядом пустых парт, то одинокий странник перед массивными брёвнами...

Один из довлеющих образов — карандашная фабрика, важная часть в жизни посёлка. Она становится символом однотипного, ежедневного производства, серой будничности. Продукция фабрики, карандаши, встречается повсюду: на конвейере, у детей, на упаковке. Это один из главных лейтмотивов, который периодически будет в кадре. Карандаши в неисчислимом количестве (один кадр так и заполнен целиком аккуратно уложенными карандашами). Прямо как люди. Простые, одинаковые и исполняющие свою строго отведенную роль. Прошедшие определённую обработку.

Что же значит карандаш? Инструмент, который можно использовать как для нудной канцелярщины, так и для создания прекрасных графических работ? Хворостинка, которую одну легко переломить, но невозможно сломать сразу всей пачкой?

Стоит ли оставаться самим собой или необходимо жить по заданному шаблону? Этот вопрос исследует Наталья Назарова, давая зрителю повод лишний раз над этим подумать. Хотя  фильм и ограничен в прокате, но он определённо заслуживает внимания.

Картина лишена морализаторства, зритель сам должен сделать выводы из своих наблюдений. А заодно и закончить в своем воображении сюжетную линию, ведь финал его ждёт открытый.

Текст:
Олег Краснов
Фото:
Официальные источники