Утопия из Кореи | Бинокль

Утопия из Кореи

30 января16:27
257

До конца этой недели еще есть шанс попасть на масштабную экспозицию звезды южнокорейского искусства Ли Бул «Утопия спасённая». Это первая персональная выставка художницы в России. Сейчас практически невозможно говорить об искусстве любого времени без контекста. И поэтому экспозиция в Манеже одновременно последовательно вписывает Ли Бул в общемировой процесс последних тридцати лет, показывая значение ее фигуры в развитии основных тенденций, и обозначает ее связь с русским авангардом, который повествует о главной утопии XX века.

Для решения первого вопроса кураторы сопоставили на временной шкале факты из творческой биографии Ли Бул с ключевыми событиями в мире современного искусства. Обращение к советскому модернизму как основной мотив выставки поддержан разделом экспозиции с великолепной подборкой работ из собраний российских музеев. Здесь работы Александры Экстер, Каземира Малевича, Александра Родченко, рисунки ученого, изобретателя и философа идеи освоения космоса Константина Циолковского, утопические проекты братьев Черниховых. Гуаши Ивана Леонидова уже 1940-х годов из серии «Город солнца» представляют иллюстрации к ранней классической утопий Томмазо Кампанеллы.



Русским авангардом Ли Бул увлекается последние 15 лет, и в работах этого периода чувствуется переосмысление наследия, выраженное новой визуальностью. Фокус внимания художницы в эти годы переходит от телесности к пространству и архитектуре. Ее «Город солнца», вдохновлённый тем же философским трактатом 1602 года, понятый уже через призму реалий XXI века, занимает весь центральный зал первого этажа. В масштабной инсталляции прямой цитатой утопического произведения является кольцо из множества горящих светодиодов. Прозрачность и проницаемость приобретают здесь оттенок тотального контроля, структурированное пространство дефрагментируется множеством зеркальных поверхностей и осколков, искажающих отражение.


Среди других проектов в экспозиции преобладает «Желание быть уязвимым», объекты которого разнесены в пространстве зала: навесы, воздушные шары, рисунки и эскизы. Центральный из них — металлизированный аэростат — репрезентативный образ выставки, навеян немецким дирижаблем «Гинденбург», который в 1937 году во время Всемирной выставки загорелся в воздухе и потерпел крушение. Образ дирижабля, как символ прогресса и светлого технологичного будущего — частый мотив в утопическом искусстве 1920-х и начала 1930х годов. Для этого здесь картина Василия Купцова 1933 г. Она как переход от авангардной утопии к соцреалистическому мифу. «Воздушный шар» еще одна знаковая часть экспозиции и проекта  «Желание быть уязвимым», о хрупкости и воздушности человеческих идеалов. Под влиянием идей модернисткой стеклянной архитектуры создана и работа «Через отрицание» полностью зеркальная инсталляция в которой зритель остаётся наедине с множеством своих отражений. Снаружи объект покрыт текстами из книги американского психолога Джулиана Джейнса «Происхождение сознания в процессе слома бикамерального разума» 1976 года, которые являются маркером основной мысли, заложенной художницей при создании инсталляции.



Отказ от постмодернистского отрицания и крушения модернистских идей, заложенный в самом названии выставки, как бы отыгрывается в другом масштабном проекте проект Ли Бул «Мое великое повествование», который словно полемизирует с программным утверждением Лиотара о конце больших нарративов.  В заключении стоит отметить, что в целом выставка при всех ее масштабных объектах, обилии зеркал, зрелищности и игровой составляющей рассчитана на глубокое и вдумчивое прочтение и внимание к деталям.

Текст:
Полина Попова
Фото:
Полина Попова