Коллекционировать как дышать | Бинокль

Коллекционировать как дышать

25 августа16:03
257

Коллекционировать как дышать. Не из-за желания обладать предметом, нет, а из-за бережного материнского страха, опасения, что уникальная вещь, которая представляет собой ценность для культурного наследия человечества, может затеряться в месте, где она не будет выполнять свою функцию как и любое общепризнанное достижение высокого искусства.

Внимательно. Всё «с натуры», никакого фотоаппарата. Искусствовед должен «насмотреться», - и качества, прежде всего.

Качество - это перфекционизм во всём: как одеваетесь, как едите, как строите свой день… - так и творите.

Идеально для коллекционера - единение качества как продукта такого перфекционизма с необычными сочетаниями сюжетов и материалов их исполнения в композиции.


Так тезисно можно обозначить посылы Хелен Друтт Инглиш - самого значительного коллекционера декоративно-прикладного искусства в США, учредителя и исполнительного директора Совета профессиональных мастеров Филадельфии (Philadelphia Council of Professional Craftsmen), учёного и мецената, чья галеристская и научная деятельность признана во всём мире.

Настоящая «железная леди» в современном обществе искусства Хелен Друтт с 1950-ых годов открывает свету имена художников-прикладников, объединяет их в своём почётном Совете, собирает колоссальную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства. Именно Хелен, во многом, является автором негласных правил ведения галерейного бизнеса (в 1973 году она открыла собственную «Helen Drutt Gallery») и пропагандирует искреннее отношение к своему делу, несмотря на любые коммерческие условности.

Хелен сильная и дающая. Это две удивительно мощных черты её характера, с помощью которых она поставила своё дело на качественно глобальный уровень: она показала и рассказала всему миру, что «глина для искусствоведения - это далеко не слишком просто», ведь задумки настоящих профессионалов декоративно-прикладного искусства не менее - как бы пафосно и необычно для обывателя это не звучало - велики и новы по своему идейному воплощению, чем общеизвестные ценности, воссозданные в, скажем, станковой живописи или скульптуре. Совет также был учреждён во имя этих ценностей: в послевоенное время в Америке большинство мастеров были больше ремесленниками, чем деятелями их рода искусства - это была вынужденная мера. Кроме того, керамисты без должного уровня образования в своей сфере не имели права зваться профессионалами - выходить за пределы статуса рядового ремесленника. На протяжении истории декоративно-прикладного искусства США многие из них сохранили свой ремесленнический образ мышления: они всё так же делают тарелки и расписывают их незамысловато, на потребу невзыскательного широкого слоя покупателей. Но значительная доля мастеров стали художниками высокого уровня не только с точки зрения развития индивидуального стиля, качества, но и с позиции прогрессивного профессионала. Именно Хелен способствовала тому, чтобы общественные косные взгляды на этот вопрос редуцировались, а работы настоящих талантов, объединённых в её филадельфийском Совете, собирались и выставлялись. Такова была её роль в создании и отстаивании нового образа коммуникации в музеях и галереях между их посетителем и художником.

Сейчас Хелен, находясь уже в очень почётном возрасте, передаёт свои знания, мастерство, взгляд коллекционера всем, кто от души желает продолжить её деятельность, и дарит ценнейшие изделия своей коллекции самым известным музеям мира, в том числе и Государственному Эрмитажу, в котором можно будет их увидеть.

Некоторые работы из коллекции Хелен Друтт:

Лизбет Стюарт. Летучая мышь и цветок (Bat on Leaf with Flower). 2012 г.
Лепесток: керамика, лепка, глазури.
Летучая мышь и цветок: фарфор, глазури. Высота - 119,5 см. Частное собрание.
Серия «Царство зверей» Лизбет Стюарт (Lizbeth Stewart, род. 1948) мгновенно приковывает внимание, поскольку зрители инстинктивно реагируют на «физическое» присутствие в помещении неких существ, исполненных с такой долей натурализма, что вызывают порой самые противоречивые ощущения. Технически – это блестяще выполненные trompe l'oeil (обманки – фр.), демонстрирующие виртуозное мастерство керамиста. «Я хочу, чтобы мои животные чувствовали себя живыми» – говорит автор. Скульптуры исполнены настолько динамично, что каждый зритель ждет продолжения этого сказочного шоу.
Нэнси Карман. Шаг (Step). 1982 г.
Керамика, глазури, роспись подглазурная. 35,5x78x17 см. Частное собрание.
Нэнси Карман (Nancy Carman, род. 1950) известна как создательница необыкновенных сюрреалистических фигур и инсталляций, в которых земной мир давно перестал быть единственно реальным. Безлюдные ландшафты с символическими персонажами поражают декоративностью, нюансами цвета, завораживающей тонкостью фактур.
С. Ку Йух. Скульптурная композиция «Вещи в моем окружении» («Things I Have Surrounded»). 1997 г.
Керамика, глазурь, ручная лепка. Частное собрание
Американский художник корейского происхождения Сан Ку Йух (Sun Koo Yuh, род. в 1960 г.) известен, прежде всего, как автор фантастических многофигурных фарфоровых скульптур, декорированных полихромной потечной глазурью. Его работы невозможно рассматривать «на бегу», потребуется время, чтобы разобраться в многочисленных символах и атрибутах разных культур и эпох. Художник заставляет зрителя почувствовать напряжение в расстояниях и пространственных поворотах его фигур и в том, как они ювелирно уравновешены, также зритель может почувствовать отголоски разногласия и гармонии, напоминания о циркулярной форме инь-янь.

За предоставление информации о художниках выражаем благодарность кандидату искусствоведения Екатерине Хмельницкой - организатору приёма Хелен Друтт Инглиш в Санкт-Петербурге, старшему научному сотруднику Государственного Эрмитажа, хранителю коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXвв.
Текст:
Евгений Богомазов
Фото:
из архивов Хелен Друтт