Интервью с художником Aljoscha | Бинокль

Интервью с художником Aljoscha

04 июня18:30
257

В начале мая в гостинице «Астория» буквально за ночь под потолком холла на первом этаже вырос необычный розовый объект. Это немецкий художник Aljoscha создал свою новую инсталляцию в историческом интерьере отеля, чтобы призвать петербуржцев отказаться от страданий и даже создать Министерство счастья.

Увидеть произведение со сложным названием «Человечество может и должно перестроить деятельность мозга с целью обретения полноценного и всеобъемлющего счастья» и познакомиться лично с художником пришли на торжественное открытие ключевые деятели культуры Петербурга: Александр Боровский, Семен Михайловский, Павел Пригара, Анастасия Курехина и многие другие.
Бинокль решил не отставать и встретился с Алешей, чтобы узнать, сможет ли современное искусство изменить человечество.

Название инсталляции, установленной в Астории — «Человечество может и должно перестроить деятельность мозга с целью обретения полноценного и всеобъемлющего счастья» это фактически манифест нового будущего. Как внешний образ произведения сочетается с философией, заложенной в названии?

Я делал инсталляцию именно под конкретную философскую идею, именно под это высказывание, под эту мысль, которую для меня важно выразить.
Образ я нахожу интуитивно. Но в данном случае у меня были жесткие ограничения к помещению: высота потолка, подвеска, привязка к конкретным физическим параметрам.
Что касается манифеста, я уже говорил, что нам необходимо «министерство счастья». Инициатива строительства рая должна продвигаться сверху, я говорю не про рай, который строит каждый сам по себе, новый счастливый мир может построить только общество, а не отдельный человек. Общество должно как огромный корабль изменить курс в сторону «просто быть счастливым».

Почему тебе кажется, что человек должен и может отказаться от страданий? Не являются ли страдания этапом конструирования счастья?

Страдания — это очень важный элемент эволюции, благодаря им человек — настолько успешное социальное животное. Мы постоянно не удовлетворены самими собой, окружающим миром, из-за этого мы вынуждены действовать более активно, чем любой другой вид животных. Даже если сегодня вы выиграете 500 миллионов евро в лотерею, все равно завтра утром вы встанете и пойдете что-то делать — путешествовать, покупать ненужные вещи, заниматься благотворительностью, эпатировать окружающих своим богатством. Что угодно, лишь бы действовать.
Страдание — это вечный двигатель нашего движения.

Может быть, в постоянном действии кроется попытка наполнить жизнь смыслом?

В том-то и дело, что нет. Никто не ищет смысл жизни. Это действие ради действия. Мне кажется, что научный прогресс достиг такого уровня, когда мы можем всю сверхпродукцию этой излишней активности перенести в другое русло или отключить как ненужное. Если сложить все возможности генетики, биохимии и электричества, мы сможем получить сверхчеловека. Реального бога, который свободен от всей этой чепухи, который эффективно использует все ресурсы, которые у нас есть физические, интеллектуальные, моральные. Он не тратит свою энергию и потенциал на действия ради действия.

Научный прогресс достиг невероятных высот. Генная инженерия, цифровые технологии, кибертехника действительно изменят наш мир полностью. Это многих пугает, ведь все законы по которым мы жили раньше рушатся. Очевидно, что обществу нужна новая этика. Биоизм, то направление в искусстве, которое ты создал и развиваешь, как мне кажется, пытается выполнить эту задачу. Думаешь, это долг художника дать в социуму новую философию?

Это было бы мило, но на самом деле я как хороший художник считаю, что художник вообще никому ничего не должен, даже себе. Когда я был молод, мне хотелось добиться величайших результатов: сделать круче, чем Рембрандт, Ван Гог, Кранах, и все вместе взятые. Этот юношеский максимализм до сих пор у меня есть, поэтому я такой активный. Но на самом деле, если ты хочешь делать интересные вещи, важные в первую очередь для самого себя, то от этих функций рано или поздно придётся отказаться. Художник должен возвратиться к детству: ты должен просто для себя найти интересную игру, ты должен делать вещи, которые захватывают тебя самого. Это, с одной стороны, звучит очень просто, но на самом деле быть ребёнком очень нелегко, ведь это значит, быть ещё счастливым от того, что ты делаешь.

То есть, ты не согласен с фразой “хороший художник голодный художник”?

У нас вообще нет культуры счастья, у нас есть культура драмы, трагедии, пафоса, надрыва; художник должен страдать; если художник не болеет, то он нечестен перед обществом. Он должен претерпевать ужасные муки и всё остальное. Я считаю, именно это банально и пошло. На самом деле художник должен стараться быть, я не говорю честным, но хотя бы весёлым человеком. Без самоиронии, без улыбки над собой, ты просто жалкое посмешище.

Последний вопрос: тебе важно выставляться в России? Ты же успешен на Западе, у тебя гораздо больше выставок проходит в Европе.

Когда-то думал я, что нет. Ну а сейчас да, когда убедился, что интерес здесь действительно есть, и немалый… Люди здесь куда более несчастны, чем на Западе. Я понял, что не хочу отказываться от роли пророка, интерес которого лежит не в обличении «покайтесь и посыпьте голову пеплом», а наоборот в «возрадуйтесь, дарите друг другу цветы, познайте и любите свою личную вселенную для начала, не только друг друга как обязанность перед обществом».


Увидеть произведения Алеши можно будет скоро в галерее Anna Nova, где 14 июня откроется его персональная выставка «Панспермия».

Текст:
Елизавета Зиновьева
Фото:
архив художника; пресс-служба галереи Anna Nova